Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ



Наши контакты

Новости

RSS
Фотография к материалу: Нововведения в законодательстве об инвалидах в 2016 году

Нововведения в законодательстве об инвалидах в 2016 году

02 февраля 2016, вт

Специалист ПКО ВОИ Роза Федоровна Аксиленко информирует об изменениях в законодательстве об инвалидах:
1 декабря 2014 г. принят федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Рассмотрим основные изменения, внесенные в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ (далее – Закон) в связи с вступлением в силу Федерального закона № 419-ФЗ.

1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности

Закон дополнен статьей 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности».

Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

2. Введение понятия «абилитация инвалидов»

В Закон вводится новое понятие «абилитация инвалидов» (статья 9 Закона). Если реабилитация инвалидов – это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, то абилитация инвалидов – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

3. Появление индивидуальной программы абилитации инвалида

Претерпела изменения и ст. 11 Закона. Ранее она рассматривала вопросы индивидуальной программы реабилитации инвалида. В новой редакции ст. 11 Закона регулирует вопросы реабилитации или абилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

4. Развитие доступной среды

Статья 15 Закона «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» изложена в новой редакции. Из Закона убрано понятие «минимальные потребности инвалидов», так конкретно не сформулированное не на федеральном, не на региональном уровнях власти, однако оставлено положение о согласовании с общественном объединением инвалидов мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

Обращаем Ваше внимание на то, что положения части первой статьи 15 в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Далее приведена статья 15 Закона в полном объеме.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

5. Оборудование жилого помещения специальными средствами и приспособлениями

Заглавие ст. 17 Закона изменилось. В новой редакции оно звучит «Обеспечение инвалидов жильем». Суть ее осталась та же. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Изменения заключаются в том, что жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей-инвалидов, являющихся сиротами, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

6. Формирование федерального реестра инвалидов

Закон дополнен ст. 5.1 «Федеральный реестр инвалидов». В Российской Федерации устанавливается единая система учета инвалидов. Федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.

Также внесены изменения в ряд законодательных и нормативных актов:

1. В Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 805 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».
В Правилах признания лица инвалидом закреплено понятие "абилитация".

2. В Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н. "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"
С 1 января 2016 года вступит в силу новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, выдаваемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

3. Во вторую часть Налогового кодекса РФ (подпункт 4 пункта 1 статьи 218).

В 2016 года возрастет размер налогового вычета на ребенка-инвалида.

Величина вычета станет зависеть от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида.

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в размере 12 000 рублей на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащимся очной формы обучения, аспирантом, ординатором, интерном, студентом в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Размер вычета у приемного родителя, опекуна, попечителя, жены или мужа приемного родителя – 6 тыс. руб.
Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак. Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
В настоящее время вычет равен 3 тыс. руб.

4. В Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ.

Согласно ФЗ от 28.11.2015 N 348-ФЗ средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены семьями, имеющими детей-инвалидов, на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации таких детей и их интеграции в общество.

Установлено, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала на указанные цели, не дожидаясь исполнения ребенку, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, возраста трех лет.

5. В Градостроительный кодекс Российской Федерации (в статьи 48 и 51).
Федеральным законом от 28.11.2015 N 339-ФЗ внесены уточнения, касающиеся создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Более подробную информацию Вы найдете в февральском номере газеты «Здравствуй!» за 2016 год.


Добавить комментарий